Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму "Крымский веночек"
Описание образовательной программы
Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры
межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех
стран. Однако подходы к этой проблеме неодинаковы и зависят в
значительной степени от конкретных исторических и социально-
политических условий, состояния общества, его идеологии.
Крымский полуостров является полиэтничным и
поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретает
проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков
толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений
всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным
средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.
Первоочередными задачами современной воспитательной политики в
Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей
малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и
поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция
патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в
Республике Крым, утвержденная Указом Главы Республики Крым от 18
декабря 2014 г. № 522-У). Учитывая своеобразие культур народов Крыма,
педагоги должны уделять особое внимание формированию не только
национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего,
что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям,
но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам.
Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции
федерального и регионального содержания дошкольного образования.
Представленная Программа является региональной парциальной
образовательной программой, в содержание которой внесены изменения и
дополнения в соответствии с основополагающими требованиями ФГОС ДО,
задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» (постановление Правительства Российской
Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Реализация задач ФГОС ДО требует
разработки программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
(Раздел 1 п.1.6.). Одним из основных принципов дошкольного образования
(Раздел 1 п.1.4.) является учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа состоит из трех основных
разделов – целевого, организационного
и содержательного. Целевой раздел
представлен пояснительной запиской,
планируемыми результатами освоения
программы, а также значимыми для
разработки и реализации программы
характеристиками. В пояснительной
записке определены основные цели и задачи
реализации программы,
принципы и подходы к ее формированию,
новизна и актуальность,
отличительные особенности программы. Также
в пояснительной записке
дано описание учебно-методического
обеспечения программы и формы
взаимодействия с семьями воспитанников. В
организационном разделе
описаны условия реализации каждого раздела
программы. Содержательная
часть программы представлена разделами
«Природа Крыма», «Люди Крыма
и их культуры», «Взаимодействие с семьями
воспитанников». Раздел «Люди
Крыма и их культуры» конкретизируется в
подразделах: «Речевое общение
на родном языке и “языке соседа”», «Традиционная
и современная культура
людей, живущих в Крыму», «История людей и
памятников»,
«Художественная литература», «Музыка»,
«Играем вместе». Каждый раздел
определяет основные цели и задачи в работе
с детьми младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста, необходимый
объем знаний и умений детей.
Завершают этот раздел программы
«Методические подходы к построению
педагогического процесса». Программа
«Крымский веночек» ориентирована
на детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста (от 3 до 7
лет), посещающих дошкольные
образовательные учреждения. Наряду с
разделами программы, описывающими
особенности крымского региона, как
природного, так и социального, в программу
введен раздел «Взаимодействие
с семьями воспитанников». Этим программа
подчеркивает ценность семьи
как уникального института воспитания. В
разделе описаны как
традиционные формы работы с родителями
(законными представителями)
воспитанников, так и инновационные.
Использование предложенных форм
работы позволят педагогам успешно реализовать
программу. Целевые
ориентиры программы «Крымский веночек»
определены для детей
младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста по разделам
программы. Программа «Крымский веночек»
входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений основной
образовательной
программы дошкольного образования. Ее реализация
должна осуществляться
во всех образовательных областях развития ребенка: социально-
коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом,
физическом развитии. Реализация программы осуществляется в
организованной познавательной (НОД), проектной и самостоятельной
деятельности детей; в совместной продуктивной деятельности взрослых и
детей; при подготовке и проведении праздников и вечеров развлечений, а
также в повседневной жизни: во время прогулок, наблюдений, экскурсий,
бесед, в индивидуальной работе, в процессе ознакомления с художественной
литературой, при организации самостоятельной художественной и
театрализованной деятельности, в работе с родителями и т.д. Общими
методическими подходами к построению педагогического процесса в
дошкольных образовательных организациях являются: – от восприятия
информации к идеям и обобщениям, знаниям, представлениям; – накопление
опыта различных контактов с объектами окружающего мира, рефлексия
этого опыта, интеграция впечатлений в целостную картину мира; – через
приобщение к духовной сокровищнице своей нации к пониманию того,
что мир прекрасен своим многообразием; – этнокультурный
компонент (фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство,
природа) позволяет создать необходимый для детского восприятия
эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к
обучению. Это средство пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития,
приобщения к красоте и самобытности народа. Это путь к культуре
отношений между людьми.