СОГЛАСОВАНО:
Начальник управления
образования
Администрации
Красногвардейского
района Республики Крым
___________Мовчан Е.И.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №3
«Солнышко»
_________Воробьёва О.В.
Приказ от 30.01.2024 №71
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол от 30.01.2024 №1
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»
п.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА 2024 – 2028 год
п Красногвардейское
2024
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Информационная справка о ДОУ………………………………………………..4
Паспорт программы………………………………………………………………5
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа..………….....9
Концепция Программы развития……………………………………………….17
Основные мероприятия по реализации Программы..………………………....21
Ожидаемые результаты Программы…..……………………………………......29
Оценка результатов Программы..………………………………………………33
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном
образовании, происходит множество перемен: дошкольное образование
становится первым уровнем системы образования, утвержден ФГОС дошкольного
образования.
Реализуется
новая
финансово-экономическая
модель
(муниципальное задание, по душевое финансирование и пр.)
Целевыми установками образовательной политики государства на
современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных
на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной
компетентности педагога.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом
работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке
образовательных услуг.
В современной системе дошкольного и школьного воспитания на начальном
этапе непрерывного образования остро обозначилась проблема кардинального
изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация
характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и
инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы
родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания
индивидуальных
образовательных
проектов
развития
конкретных
образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению
образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития
и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко», представляющей собой систему,
направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор
конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения
поставленных целей.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется
сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная. Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная
деятельность.
При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и
резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных
традиций
образования,
потребности
родителей
воспитанников,
профессиональный уровень педагогов.
Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в
реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить
дублирование в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных
проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать
требования ФГОС ДО.
3
В данной программе выделены основные направления работы
коллектива на 5 лет, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и
родителями, переориентация педагогического коллектива на современные
образовательные технологии в условиях развития ДОУ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Солнышко» п Красногвардейское Красногвардейского района
Республики Крым (далее по тексту - ДОУ) функционирует c 18 ноября 1967
года и является муниципальным образовательным учреждением, созданным в
целях выполнения работ или оказания услуг в сфере осуществления
образовательного и воспитательного процесса, реализации основных
общеобразовательных программ дошкольного образования.
1. Полное наименование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №3
«Солнышко» п Красногвардейское
Красногвардейского района Республики Крым
2. Сокращенное название МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
3. Местонахождение:
297000, Российская Федерация, Республика
Крым, Красногвардейский район,
п Красногвардейское, ул.Чкалова 22
4. Контакты:
5. Организационно –
правовая форма
Учреждения:
6. Тип учреждения:
Тел.(36556)2-55-63
муниципальное учреждение
7. Учредитель:
Управление
образования
Администрации
Красногвардейского района Республики Крым
8. Местонахождение
Учредителя:
297000, Российская Федерация, Республика
Крым, Красногвардейский район,
п Красногвардейское, ул.Энгельса 3
бюджетное
4
9. В своей деятельности
ДОУ руководствуется:
10. Режим работы ДОУ
• Конституцией Российской Федерации;
• Гражданским кодексом Российской Федерации;
• Трудовым кодексом РФ;
• Федеральным законом «Об образовании
Российской Федерации»;
• Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования;
иным законодательством Российской Федерации
об образовании, законодательством Республики
Крым,
решениями
вышестоящих
органов,
осуществляющих
управление
в
области
образования, Уставом ДОУ
с 7.30 до 18.00 , выходные – суббота, воскресенье,
праздничные дни.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ «ДЕТСКОГО САДА № 3
«СОЛНЫШКО»
Наименование
программы
Статус
Программы
Ответственный
исполнитель
Программы
развития
Нормативно—
правовые
основания для
разработки
Программы
Программа
развития
муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения (далее по
тексту – Программа)
Нормативный документ ДОУ. Нормативная модель
совместной деятельности педагогического коллектива,
определяющего исходное состояние системы, образ
желаемого будущего состояния, состав и структуру
действий по переходу от настоящего к будущему.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
3
«Солнышко»
п.Красногвардейское
Красногвардейского
района
Республики Крым
Администрация, педагогический состав
- Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013
г. № 1155);
- Приказом Министерства Просвещения РФ от 31 июля
2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам 5
Проблема
образовательным программам дошкольного образования";
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденным
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020
№ 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2,
- Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, разработанной в соответствии с порядком
разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г. (регистрационный № 70809);
-Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка;
- Образовательной программой МБДОУ «Детский сад
№3«Солнышко» п.Красногвардейское Красногвардейского
района Республики Крым.
- Уставом и локальными актами МБДОУ «Детский сад
№3«Солнышко» п. Красногвардейское Красногвардейского
района Республики Крым
Развитие дошкольного образовательного учреждения в
условиях, заданных ФГОС ДО, основными ориентирами
которого являются:
• повышение
социального
статуса
дошкольного
образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для
каждого ребёнка в получении качественного дошкольного
образования и государственных гарантий уровня и
качества ДО на основе единства обязательных требований;
• сохранение единства образовательного пространства РФ
относительно уровня ДО.
• объективное ухудшение
здоровья поступающих в
детский сад детей, отрицательно сказывается на
получении ими качественного образования;
• недостаточная готовность и включённость родителей в
6
Цель
Программы
Задачи
Программы
управление
качеством
образования
детей
через
общественно-государственные формы управления;
• необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий;
•
повышение уровня профессиональной компетенции
педагога.
•
определение перспективных направлений развития ДОУ
в соответствии с меняющимися запросами населения и
перспективными задачами социально-экономического
развития региона;
•
повышение качества образования через внедрение
современных
педагогических
и
информационнокоммуникационных
технологий
в
контексте
с
требованиями ФГОС ДО.
• Разработать концепцию образовательного пространства
ДОУ в режиме развития;
• Повышение качества образования в ДОУ через внедрение
современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных;
• Создать
условия
для
повышения
уровня
профессиональной компетентности педагогов;
• Разработать
систему мотивационных мероприятий,
направленных на вовлечение педагогов в инновационную
деятельность;
• Обеспечить
организационное, научно-методическое,
консультационное и экспертное сопровождение разработки
нового содержания образования в соответствии с
основными направлениями модернизации российского
образования;
• Обеспечить обновление предметно-развивающей среды
ДОУ, способствующей реализации нового содержания
дошкольного
образования
и
достижению
новых
образовательных результатов;
• Совершенствование
системы
здоровьесберегающей
деятельности учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников;
• Реализация
коррекционно-развивающей
поддержки
детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом
развитии;
• Использование возможностей сетевого взаимодействия с
целью обеспечения преемственности образовательных
программ дошкольного и начального общего образования;
•
Развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка через расширение сети дополнительного
7
образования;
• Развитие системы управления ДОУ на основе включения
родителей в управленческий процесс;
•
Разработать
механизмы
оценки
эффективности
инновационной модели образовательного пространства,
обеспечивающей доступность и новое качество
образования, и реализации программы развития.
Сроки и этапы Программа реализуется в период 2024-2028гг. в три этапа:
реализации
первый этап- 2024-2025 год – организационноПрограммы
подготовительный этап (создание условий для реализации
программы);
второй этап- 2025-2026 годы - практический этап (работа
по преобразованию существующей системы);
третий этап- 2027-2028 год - итоговый: аналитическиинформационный этап (мониторинг эффективности
реализации
программы,
аналитическая
оценка
качественных
и
количественных
изменений,
произошедших в учреждении).
Финансовое
•
эффективное
использование
бюджетных
и
обеспечение
внебюджетных средств;
программы
•
спонсорская помощь, благотворительность.
Принципы
•
программно-целевой подход, который предполагает
реализации
единую систему планирования и своевременную
программы
актуализацию планов;
•
информационной
компетентности
участников
образовательного процесса о происходящем в ДОУ:
целевые установки доводятся до каждого участника
педагогического процесса путем обсуждения и принятия
соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ;
•
вариативности,
предполагающей
осуществление
различных вариантов действий по реализации задач
развития ДОУ;
•
включения в решение задач программы развития всех
субъектов образовательного пространства.
Прогнозируемые•
высокая конкурентоспособность ДОУ на рынке
результаты
образовательных услуг;
реализации
•
создание гибкой управленческой системы с участием
Программы
родительской общественности;
•
улучшение материально-технического обеспечения для
реализации программы дошкольного образования;
•
обогащение предметно-пространственной среды в
соответствии с ФГОС ДО;
•
положительная динамика состояния здоровья детей, что
способствует повышению качества их образования;
8
•
•
•
•
•
•
•
•
•
повышение количества выпускников ДОУ, успешно
усваивающих программу начального образования, качество
сформированных ключевых компетенций способствующих
успешному обучению ребёнка в школе;
функционирование единой информационной системы,
обеспечивающей открытость системы образования;
повышение компетентности педагогов в контексте
целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО, региональным
компонентом УМК и в области применения ИКТ;
повышение числа педагогов, имеющих первую или
высшую квалификационную категории;
активное участие педагогического коллектива в
распространении опыта на муниципальном, региональном,
федеральном уровнях, в том числе повышение
публикационной активности.
внедрение
информационных
технологий
в
образовательный процесс, создание базы методических
разработок с использованием ИКТ;
доступность системы дополнительного образования для
детей, расширение спектра услуг дополнительного
образования;
удовлетворенность семей воспитанников услугами
ДОУ;
привлечение к образовательной деятельности ДОУ
социальных
партнеров,
качественные
показатели
совместных проектов;
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОУ
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2024-2028
годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями
социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. В
Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до
2028 года представлена современная модель образования, ориентированная на
повышение качества образования.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного
образования является обеспечение гарантий доступного и качественного
9
дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для
последующего успешного обучения ребенка в школе.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного
образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном
учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на
приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок
выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях
самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и
созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание
в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие
личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную
деятельность – такова суть педагогического процесса.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Программа направлена на решение следующих проблем:
1.Структура управления ДОУ.
Управление детским
садом
осуществляется
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
детского сада является заведующий, который осуществляет текущее руководство
деятельностью детского сада. Заведующий детским садом назначается
управлением образования Администрации Красногвардейского района
Республики Крым. Кандидат на должность заведующего Детским садом проходит
обязательную аттестацию в порядке, установленном постановлением
администрации Красногвардейского района Республики Крым.
Заведующий осуществляет общее руководство детским садом. В своей
деятельности руководствуется Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), Уставом дошкольного
учреждения и другими законодательными актами РФ.
Осуществляет комплектование групп детьми в соответствии с их возрастом,
состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами
родителей, подбирает кадры, а также общее руководство коллективом ДОУ.
Формами самоуправления детского сада являются: общее собрание
трудового коллектива ДОУ, Педагогический совет, Совет родителей,
Управляющий совет, Попечительский совет.
Общее собрание трудового коллектива ДОУ является коллегиальным
органом управления, в состав которого входят все работники, для которых
детский сад является основным местом работы.
Организация
образовательного
процесса
в
детском
саду
осуществляется Педагогическим советом детского сада, деятельность которого
регламентируется Уставом ДОУ. В состав Педагогического совета входят
10
заведующий ДОУ (является председателем), все педагогические работники
детского сада. В работе Педагогического совета по мере необходимости могут
принимать участие представители учредителя, руководители иных коллегиальных
органов детского сада, иные работники детского сада, а также родители (законные
представители) воспитанников.
В целях привлечения родительской общественности к активному участию в
жизни детского сада, укрепления связей между ДОУ и семьей, реализации прав
родителей на участие в управлении ДОУ создаются групповые Родительские
комитеты и общий
Совет родителей (родительский комитет). В состав
Родительских комитетов входят родители (законные представители)
воспитанников, заинтересованные в совершенствовании деятельности детского
сада. Члены Родительских комитетов осуществляют свои полномочия на
добровольной и безвозмездной основе. Деятельность Родительских комитетов
осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,
законодательством Российской Федерации и регламентируется Уставом ДОУ.
Общее руководство Детским садом осуществляет выборный коллегиальный
орган управления – Управляющий совет, деятельность которого регламентируется
Уставом ДОУ. Совет состоит из представителей работников, родителей (законных
представителей) воспитанников, общественности. В состав Совета по должности
входит заведующий ДОУ.
Содействие
материально-техническому
обеспечению
образовательновоспитательного процесса в ДОУ оказывает Попечительский совет.
Состав и число членов Попечительского совета определяются заведующим
Учреждения. В него входят представители: члены коллектива, родители
(законные представители) воспитанников, а также могут быть граждане,
представители организаций независимо от форм собственности, органов
государственной власти РФ, Республики Крым, а также органов местного
самоуправления.
Попечительский совет не выступает от имени Учреждения. Он не вправе
вмешиваться
в
текущую
оперативно-распорядительную
деятельность
администрации Учреждения, решения по вопросам вне его исключительной
компетенции имеют рекомендательный и консультативный характер.
Механизм управления
нацелен на обеспечение единства действий,
координации и согласованности всех субъектов образовательного
процесса:
детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности
сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой
приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям
личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать
личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы
развития учреждения.
В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная,
компетентная система административного и оперативного управления
коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы
работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка
работы, разработка и внедрение правил и инструкций.
11
➢
➢
➢
➢
Проблемное поле:
Неготовность коллектива к активному участию в мероприятиях, повышающих
имидж учреждения, конкурсах профессионального мастерства, инертность перед
новыми активными формами работы.
Низкая активность Совета родителей.
Недостаточность ресурсного обеспечения.
Недостаточная активность педагогов в саморазвитии, презентации опыта работы.
2. Образовательная деятельность ДОУ.
В МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» дошкольное образование
осуществляется с 2 лет до 8 лет в соответствии с образовательной программой
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко», разработанной в соответствии с ФОП ДО
(утвержденной министерством просвещения РФ от 22 ноября 2022 года),
методическими рекомендациями по реализации федеральной образовательной
программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7
марта 2023 г.), федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года)
Педагоги МБДОУ при планировании воспитательно-образовательной
деятельности учитывают требования региональной парциальной программы по
гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму
«Крымский веночек» под редакцией Л.Г. Мухомориной, Э.Ф. Кемилевой, Л.М.
Тригуб, Е.В. Феклистовой.
В образовательной деятельности педагоги активно используют современные
инновационные технологии, в том числе здоровьесберегающие:
- дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
нейрогимнастика и др.;
- проектная деятельность;
- музейная педагогика;
- игровые технологии;
- развивающее обучение, смарт-тренинг, игры- головоломки;
- ТРИЗ-технология;
- методики Воскобовича, Дьеныша, Фребеля.
Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на
достаточном уровне, о чем свидетельствуют не только отзывы родителей
воспитанников, но и результаты педагогический диагностики, а также результаты
независимой оценки качества образования и внутренней оценки качества
образования.
По результатам педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО в
познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление
информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках,
символах, времени.
У детей
старшего
дошкольного возраста достаточно хорошо развита
познавательная
12
активность, логические
операции (сравнение, анализ, обобщение,
классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и
способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения,
опыты, игры-экспериментирования).
Хорошему
усвоению
знаний
способствует организация
непосредственно образовательной деятельности с использованием разнообразных
форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игрыэкспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, большую
роль играет создание предметно-развивающей среды.
Для более эффективного осуществления образовательной деятельности
педагоги используют личностно-ориентированный, индивидуальный подход.
Особое внимание при организации образовательного процесса отводится
работе с родителями, которая включает в себя:
➢ адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с
лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами);
➢ выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы
мероприятий и подбор дифференцированных форм работы;
➢ совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие
мероприятия.
Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса
взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что:
большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых
образовательных услуг (95%).
Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности
ДОУ:
• в связи с переходом на новую федеральную образовательную программу педагоги
испытывают затруднения методического характера и недостаток практического
опыта и методического сопровождения;
• современные инновационные технологии применяются воспитателями не в
системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных
методов обучения и воспитания дошкольников;
• недостаточное
внимание
уделяется
индивидуальным
особенностям
дошкольникам;
• идет вытеснение игры, как основного вида деятельности дошкольника;
• неготовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе учета
интересов и потребностей детей;
• преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса,
тормозящих раскрытие индивидуальности и творческого потенциала
воспитанников;
13
• снижение уровня мотивации готовности детей к школе;
• несогласованность требований
педагогов и родителей
к воспитанию и
развитию детей, недостаточная грамотность
родителей в вопросах
последовательного развития и воспитания детей;
• не в полной мере удовлетворяются запросы родителей в предоставлении
дополнительных образовательных услуг;
• недостаточный опыт по организации работы с детьми, прибывшими из
иностранных государств.
3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ.
Для эффективной организации образовательной деятельности ДОУ
необходимы педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие
свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Количество педагогических сотрудников по штатному расписанию - 15,
фактическое количество –13:
- старший воспитатель -1 ;
- воспитателей – 8 ;
- музыкальный руководитель – 1;
- педагог-психолог – 1;
- учитель-логопед – 1;
- инструктор по физической культуре – 1.
Администрация ДОУ рассматривает возможность трудоустройства студентов
СПО при необходимости.
11
педагогов
имеют высшее образование. 1 имеет среднее
профессиональное образование педагогической направленности. Систематически
повышают свою квалификацию в соответствии с ФГОС ДО. Из них:
высшая категория - 5 педагогов;
СЗД – 7 педагогов.
Таким образом, укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу
педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим
стажем работы, для которых характерны инициативность, творческий подход.
В ДОУ с педагогами проводится планомерная работа по повышению их
профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности.
Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста
активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. В
ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к
обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению
квалификационной категории.
В условиях модернизации образования значительно возрастает роль
наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным
качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.
14
Роль наставничества заключается не только в профессиональном развитии
сотрудников, но и в обеспечении связи поколений, передачи культурных
традиций, повышении сплоченности коллектива, усилении мотивации
сотрудников.
Система
наставничества
представляет
собой
форму
преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс
передачи ускорения социального и профессионального опыта. В современной
практике у понятия «наставничество» немало описаний и определений, но во всех
определениях общее то, что речь идет о способе передачи знаний и навыков от
опытного сотрудника к начинающему. Любой человек, начинающий свой
профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия
необходимого опыта. Современный ритм жизни требует от педагога
непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе,
самоотдачи, а что уж говорить о студентах, которые только недавно окончили
школу, поступили в учебные заведения и пришли на практику в детский сад.
Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми
сталкиваются студенты педагогического колледжа и молодые специалисты в
новом коллективе. Данная технология позволяет получать опыт, знания,
формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы
передачи знаний, а это важно в современном мире.
В МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» действует модель наставничества,
которая распространяется как на малоопытных педагогов, так и на молодых
специалистов, которые в перспективе будут трудоустраиваться в ДОУ.
Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ:
▪
использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и
родителями;
▪
отсутствие системы в использовании технологий развивающего обучения, в
организации интегративного процесса во взаимодействии с разнообразными
видами детской деятельности;
▪
применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями,
имеющими разные потребности.
Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с
деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, с
трудностями перехода от консервативной учебной модели в партнерской
совместной деятельности детей и взрослых.
4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности ДОУ.
Предметно-развивающая среда ДОУ
В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по
образовательной программе ДОУ. Программа предусматривает воспитание и
развитие детей по пяти образовательным областям: речевая, познавательная
социально-коммуникативная,
физическая
и
художественно-эстетическая.
15
Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с учебным, годовым и
вспомогательными планами работы.
В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана
предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным
и методическим требованиям. Предметно-пространственное окружение ДОУ
эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя
предметно-развивающая среда, созвучная названиям, символике групп и
технологиям, по которым работают педагоги.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательно
насыщена, доступная, безопасная, вариативная, трансформируемая и
полифункциональная, соответствует возрастным особенностям физическими
возможностям детей. Для организации мероприятий в музыкальном зале имеется
ноутбук , проектор, экран, портативная переносная колонка.
Каждая группа имеет групповое помещение, раздевалку, буфетную,
туалетную и умывальную комнаты. Групповые комнаты включают игровую,
познавательную, обеденную зоны. Группы оборудованы необходимой мебелью,
мягким инвентарём. При оформлении групповых ячеек воспитатели исходят из
требований федерального государственного стандарта и безопасности
используемого материала для здоровья детей. В ДОУ имеется проектор и
переносной экран, телевизоры (для показа презентаций, познавательных
видеороликов и др. материалов), предоставляющие возможность каждому
воспитателю применять современные информационные технологии в
образовательном процессе.
В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из кабинета для медицинских
работников, изолятора, процедурного кабинета.
Пищеблок состоит из трех блоков: блок сырой продукции, моечная и
горячий цех. Оборудование пищеблока соответствует требованиям СанПиН и
Роспотребнадзора.
В ДОУ есть доступ к электронным ресурсам сети интернет.
В ДОУ имеются участки для прогулок - эстетически оформленные,
оборудованные для осуществления двигательной активности на участке. Все
оборудование соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора.
Проблемы программно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности ДОУ:
- недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических
материалов;
- отсутствие интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе;
- недостаточность инструментария и методических пособий по развивающему
обучению.
5. Здоровьесбережение в ДОУ
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является
здоровье детей. В детском саду проводится работа по улучшению состояния
16
здоровья воспитанников и внедрения современных здоровьесберегательных
технологий.
С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с
оздоровительной направленностью, экскурсии, тематические досуги и
развлечения,
художественно-эстетическая
деятельность,
педагогическое
проектирование, оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость
детей регулярно анализируется медсестрой и педагогическим коллективом ДОУ.
В детском саду осуществляется контроль за выполнением режима дня,
выполнения двигательного режима, графика проветривания.
В учреждении была выстроена четкая система взаимодействия с
учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию
нарушений состояния здоровья у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников
детского сада (плановые профилактические осмотры, диспансеризация),
своевременная иммунопрофилактика воспитанников ДОУ (вакцинация по нац.
календарю прививок).
В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи,
оформлению тематических стендов, индивидуальное консультирование по
текущим проблемным вопросам, советы и консультации по формированию у
детей ЗОЖ, совместные спортивно-оздоровительные мероприятия.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса
способствует и соблюдение требований СанПиНа
при организации
образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей
среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации
лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,
организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований
(профилактические,
санитарно-гигиенические
и
противоэпидемические
мероприятия).
Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ:
▪
все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к
частым простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в
состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций
специалистов;
▪
рост числа взрослых (родителей воспитанников), проявляющих инертность в
ведении здорового образа жизни.
6. Социальное партнерство ДОУ.
Социальное партнерство является неотъемлемой частью образовательного
процесса ДОУ. Она предполагает организацию работы с разными категориями
семей воспитанников и населением поселка, участие в разработке и реализации
социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных
связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения. На основании
полученных данных разрабатывается план повышения педагогической культуры
17
разных категорий родителей, предполагающий проведение различных
информационно-просветительских
и
досуговых
мероприятий
как
дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.
У ДОУ налажены связи с учреждениями образования МБОУ
«Красногвардейская школа №1», МБОУ ДОД "РЦДЮТ", здравоохранения ГБУЗ
РК «Красногвардейская ЦРБ (на договорной основе), культуры МБУК «ЦБС»
Красногвардейского района РК, МБУК "районный краеведческий музей", МБУДО
"Красногвардейская ДШИ", есть возможность использования их потенциала с
целью повышения качества образовательной услуги; расширения спектра
дополнительных образовательных услуг; повышения компетентности взрослых
участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей
воспитанников).
В рамках организации и осуществления профориентационной работы с
воспитанниками детского сада заключено Соглашение о сотрудничестве с
Отделом министерства внутренних дел Российской Федерации по
Красногвардейскому району.
Социальный блок деятельности учреждения предполагает также и участие
детского сада в разработке и реализации социальных и культурных проектов
разного уровня.
Проблемное поле:
-инертность родителей воспитанников, населения. Рост количества взрослых,
не интересующихся воспитанием и развитием детей.
-слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и
возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах.
Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена
изменениями
в
государственно-политическом
устройстве,
социальноэкономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с желанием
родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них
те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Разрабатывая пути
обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных
преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные
возможности педагогов и требования ФГОС ДО.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития
тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности,
формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное
отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам
деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы
познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление
воспитательного
потенциала
дошкольного
учреждения,
обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
18
•
•
•
•
•
воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной
реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной
задачей современной педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного
обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития
является определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии
с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социальноэкономического развития региона; а также повышение качества образования через
внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных
технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО.
Инновационный характер Программы развития ДОУ реализуется через
внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных,
обеспечение
личностно–ориентированной
модели
организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО,
позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме,
развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и
детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает
исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ,
соответствие потребностям современного информационного общества в
максимальном
развитии
способностей
ребёнка.
Ценность
качества
образовательной деятельности для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка.
Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной
стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его
возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных
условий для его развития в образовательном процессе, и в системе
дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы
развития деятельности ДОУ являются:
Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме
развития;
Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности
педагогов;
Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на
вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и
экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в
соответствии с основными направлениями модернизации российского
образования;
19
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей
реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых
образовательных результатов;
Совершенствование системы здоровье-сберегающей деятельности учреждения,
с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в
речевом и эмоционально-волевом развитии;
Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения
преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через
расширение сети дополнительного образования;
Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в
управленческий процесс;
Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество
образования, и реализации программы развития.
В основу планируемых изменений в педагогической системе положены
принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно
использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ:
Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребёнка
посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;
обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения
организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского
сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в
соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и
требованиям ФГОС ДО; изменения содержания и форм совместной деятельности
с детьми, введения интеграции различных видов деятельности.
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей
специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех
систем образовательной деятельности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает
разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и
педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд,
беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как
сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.
Принцип научности предполагает использование современных разработок
педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном
соответствии с их содержанием;
20
•
Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья
каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на
целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на
устранении стрессовогенных факторов, связанных с социальными и
климатическими условиями.
Участниками реализации Программы развития являются педагоги,
специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных
структур, воспитанники ДОУ.
Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития
являются:
1. Совершенствование структуры управления ДОУ.
2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ.
4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды
ДОУ.
5. Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
6. Построение системы социального партнерства ДОУ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБДОУ “ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного
личностного роста в условиях заданных ФГОС ДО;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
- обеспечение индивидуального педагогического и медико–социального
сопровождения для каждого воспитанника ДОУ;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и
развитии детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ;
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать
успешному обучению ребёнка в школе;
- система дополнительного образования доступна и качественна.
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения
профессионального мастерства;
- квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых
компетенций дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических
технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
21
3. Для ДОУ:
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- органы государственного и общественного самоуправления
учреждением
способствуют повышению качества образования детей и расширению
внебюджетных средств;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- налажены связи с научно–методическими объединениями;
- будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные
условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС
ДО.
Реализация программы позволит сделать процесс развития более социально–
ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО.
Программа будет реализована в 2024-2028 годы в три этапа:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1-й этап (2024-2025 гг.) - Организационно-подготовительный этап
(создание условий для реализации программы):
разработка документации для успешной реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной
реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной
модели развивающего образовательного пространства.
2-й этап (2026-2027гг.) – Практический этап (работа по преобразованию
существующей системы):
апробирование модели, обновление содержания, организационных форм,
педагогических технологий;
постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой;
периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с
Программой;
• коррекция мероприятий.
3-й этап (2027-2028г.) - Итоговый (аналитически-информационный этап):
мониторинг эффективности реализации программы;
аналитическая оценка качественных и количественных изменений,
произошедших в учреждении;
реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
Элементы риска развития программы ДОУ:
•
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников,
22
•
•
•
недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления
здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями
качественного дошкольного образования,
быстрый переход на новую Программу развития ДОУ может создать
психологическое напряжение у части педагогического коллектива,
отсутствие возможности организации дополнительного образования может
затруднить его доступность.
Управление и корректировка программы осуществляется старшим
воспитателем
и педагогическим Советом ДОУ по согласованию с
администрацией ДОУ.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»
№
1. 1
Содержательные
характеристики
Мероприятия
Период
реализации,
годы
1. Совершенствование структуры управления ДОУ
Нормативно-правовое
Корректировка имеющейся
2024-2025г.
обеспечение базы нормативно-правового
корректировка в
обеспечения в соответствии
соответствии с ФГОС;
с ФГОС;
Разработка новых
необходимых локальных
актов;
2. 2
Анализ эффективности и
корректировка основной
общеобразовательной
программы ДОУ в
соответствии с
изменениями системы
образования, запросов
семей воспитанников,
общества.
Оценка готовности ДОУ к
работе в соответствии с
ФГОС ДО
Разработка системы
контроля качества
оказываемых
образовательных услуг
Подбор и апробация
диагностических
материалов, позволяющих
контролировать качество
образования (на основе
ФГОС ДО)
Внесение изменений в
образовательную программу
ДОУ в соответствии с
23
По мере
необходимост
и
2024-2025г.
2025-2026гг.
По мере
необходимост
и
изменениями системы
образования, запросов семей
воспитанников, общества.
3. 3
Усиление роли родителей
и признание за ними права
участия при решении
вопросов управления
Обеспечение открытости
участия органов
самоуправления в
управлении ДОУ через
официальный сайт
Выявление образовательных
потребностей и интересов
родителей и их учет при
решении вопросов
управления
4. 1
Постоянно
2025-2027гг.
Постоянно по
мере
необходимост
и
Привлечение родителей к
управлению
образовательным
учреждением через работу
Родительского комитета.
2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО
Организационное, научно- Проведение системы
2024-2026гг.
методическое,
методических мероприятий
консультационное и
по вопросам реализации
экспертное
ФГОС ДО и основной
сопровождение
общеобразовательной
разработки нового
программы учреждения
2024-2025г.
содержания образования в Разработка системы
соответствии с основными планирования (ежедневного,
направлениями
перспективного, в
модернизации
соответствии с
российского образования реализуемыми
общеобразовательными
программами и проектами)
2024-2027гг.
Разработка и реализация
проектов и программ,
соответствующих
инновационному
направлению развития ДОУ.
Создание мониторинга
24
2024-2026гг.
оценки качества
образования в ДОУ.
5. 2
6. 3
Обеспечение
индивидуального подхода
к детям с особыми
образовательными
потребностями
Внедрение системы
инновационных
образовательных
технологий
Внедрение модели
интеграции специалистов в
работе с детьми с речевыми
нарушениями и
трудностями в
эмоционально-волевом
развитии
Разработка индивидуальных
образовательных маршрутов
2024-2025гг.
Разработка системы
мотивационных
мероприятий, направленных
на вовлечение педагогов в
инновационную
деятельность
2024-2026гг.
2024-2025г.
2024-2026гг.
Проведение семинаров,
практикумов, мастерклассов, открытых
мероприятий с трансляцией
опыта по применению
инновационных технологий
7. 4
Предоставление
дополнительных
образовательных услуг с
учетом запросов
родителей
Разработка и проведение
анкетирования родителей по
выявлению запросов в
области предоставления
ДОУ дополнительных
образовательных услуг
2024-2025г.
2024-2027гг.
Расширение спектра
дополнительных
образовательных услуг по
разным направлениям
2024-2026г.
Создание системы оценки
качества предоставления
дополнительных
образовательных услуг
25
8. 5
9. 1
2
Создание системы
консультирования и
сопровождения родителей
Создание условий
взаимодействия ДОУ и
семьи, разработка
циклограммы мероприятий
по консультированию семей
воспитанников
Разработка методических
материалов и выбор форм
взаимодействий с
родителями воспитанников
2024-2027гг.
2024-2027гг.
3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ
Создание условий для
Изучение качества
2024-2027 гг.
повышения уровня
профессиональной
профессиональной
деятельности и определение
компетентности педагогов личных потребностей
сотрудников в обучении
2024-2027 гг.
Составление
индивидуальных
перспективных планов
2024-2027 гг.
повышения квалификации
педагогов
По мере
Обучение педагогов на
необходимост
курсах повышения
и
квалификации
Активизация работы с
По мере
молодыми педагогами через необходимост
организацию
и
наставничества
Подготовка и
сопровождение аттестации
педагогических и
руководящих работников
Повышение
Организация обучения
2024-2025
компетентности педагогов педагогов применению
в вопросах ведения
тематического
документации в
планирования в
соответствии с ФГОС ДО образовательном процессе в
соответствии с ФГОС ДО
2024-2025 гг.
Организация обучения
педагогов написанию
перспективных планов в
соответствии с ФГОС ДО и
26
образовательной
программой детского сада
2024-2026гг.
3
Вовлечение педагогов в
инновационную
деятельность
Организация обучения
педагогов составлению
индивидуальных маршрутов
сопровождения развития
воспитанников с особыми
образовательными
потребностями
Стимулирование
самообразования педагогов
в области ФГОС ДО
Участие членов
педагогического коллектива
и подготовка воспитанников
к участию в конкурсах
разного уровня;
муниципальном,
региональном, федеральном
2024-2027 гг.
2024-2027 гг.
2024-2027 гг.
Организация методического
сопровождения педагогов
для обеспечения
соответствия требованиям
Профессионального
стандарта педагога в ДОУ
2024-2027 гг.
Введение системы
транслирования
педагогического опыта
воспитателей через
проведение открытых
просмотров занятий, мастерклассов и других
инновационных форм и
методов работы с детьми и
родителями
4
Обобщение опыта и
публикации в СМИ и
печатных изданиях
Повышение ИКТСоздание электронных
компетентности педагогов документов в образовании
27
2024-2027 гг.
2024-2025 гг.
1
2
(планирование,
диагностики, отчеты,
2024-2028 гг.
организация детской
деятельности, «портфолио»
детей и педагогов т.д.)
Повышение квалификации
педагогов на внешних
курсах
2024-2028гг.
Повышение - компьютерной
грамотности педагогов
2024-2028 гг.
через обучающие семинарыпрактикумы
«Использование ИК2024-2028 гг.
технологий в работе с
детьми
2024-2028 гг.
Создание электронных
«портфолио» педагогов
Открытие на сайте ДОУ
профессиональных блогов
специалистов
4. Программно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметноразвивающая среда ДОУ
Обеспечение
Приобретение игрушек и
По мере
образовательного
методического обеспечения
поступления
процесса
в соответствии с ФГОС ДО
финансирован
дополнительными
и образовательной
ия
программноПрограммой ДОУ
методическими
Дополнить учебноПо мере
материалами и наглядно- методический комплект к
поступления
дидактическими
программе «Крымский
финансирован
пособиями, игровым и
веночек»
ия
техническим
Приобретение
оборудованием
интерактивной доски в
По мере
воспитательнопоступления
образовательном процессе
финансирован
ия
Развитие предметноПостоянное отслеживание
2024-2028 гг.
пространственной среды
состояния
ДОУ
пространственной
предметно- развивающей
среды в соответствии с
ФГОС ДО, ее модернизация
2024и развитие
2028гг.
Проведение ежегодных
28
1
2
3
1
смотров - конкурсов по
развитию предметнопространственной среды
всех групп с участием
родителей
5. Здоровьесбережение в ДОУ
Совершенствование
Составление программы
2024-2028 гг.
системы здоровье
мероприятий по
сберегающей
здоровьесбережению
деятельности учреждения Создание системы
с учетом индивидуальных эффективного контроля за
особенностей
внедрением в работу ДОУ
дошкольников
здоровьесберегающих
технологий
Совершенствование
Система информирования
2024-2028 гг.
системы работы с семьей родителей в группах по
по здоровье сбережению
вопросам
здоровьесбережения
Внедрение активных форм
работы с семьей (мастер классы, круглые столы,
семинары-практикумы,
консультации)
Развитие разнообразных,
эмоционально насыщенных
способов вовлечения
родителей в жизнь детского
сада (конкурсы,
соревнования, проекты и др.
формы работы)
Ведение странички
здоровья на сайте ДОУ
Развитие предметноОснащение физкультурной
По мере
пространственной среды
площадки
на
улице поступления
ДОУ в рамках здоровье
современным покрытием
финансирован
сбережения
Пополнение предметноия
пространственной среды
По мере
ДОУ спортивным
поступления
инвентарем и
финансирован
оборудованием
ия
6. Социальное партнерство ДОУ
Расширение спектра
Заключение договоров с 2024-2028 гг.
взаимодействия ДОУ с
библиотекой,
Центром
социокультурными
детского
творчества,
учреждениями
школой
искусств,
29
2
микрорайона для
формирования социальноадаптированной,
успешной личности
Обеспечить
функционирование ДОУ
как открытой системы
включение
совместных
мероприятий в план работы
ДОУ
Создание информационнокоммуникативной
среды
посредством использования
сайта ДОУ, трансляции
опыта работы ДОУ в СМИ
2024-2028 гг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития ДОУ
должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием
родительской общественности.
3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.
4. Развитие педагогического потенциала.
5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметнопространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного
образования
6. Доступность системы дополнительного образования
7. Расширение образовательного пространства через сотрудничество с
социокультурными учреждениями района.
Реализация приоритетных направлений Программы развития позволит
создать:
инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе,
включенность педагогов в экспериментальную и поисковую деятельность;
качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную
программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с
учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов;
совершенствовать систему педагогического мониторинга;
создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и
детского сообщества;
обновить содержание и технологии дошкольного образования;
построить динамичную, безопасную развивающую среду.
Ожидаемые социальные эффекты Программы развития ДОУ:
• Повышение качества образовательного процесса.
•
Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня
компетентности педагогов.
30
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Улучшение качества реализации образовательной деятельности и
распространение опыта работы.
Повышение уровня компетенции педагогов.
Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в
конкурсном движении.
Уменьшение процента текучести кадров в коллективе.
Распространение педагогического опыта.
Участие ДОУ в проектах района, региона.
Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к
совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста
Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения,
достижениях ребенка и получение обратной связи.
Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях.
Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в
семье.
Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка,
укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового
образа жизни, доступная медицинская, психологическая и педагогическая помощь
по проблемам молодой семьи.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПРОГРАММЫ
Организационные
Организация временных творческих групп для реализации Программы
развития;
Внесение изменений и дополнений в ОП ДОУ;
Обсуждение Программы с родительской общественностью.
Кадровые
Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования
района;
Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех
сотрудников ДОУ;
Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации
кадров;
Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной
деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных
результатов.
Материально-технические
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды,
безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков;
Дидактическое методическое оснащение программы
и программ
дополнительного образования; пополнение спортивного оборудования и
технического оснащения;
31
•
•
•
•
•
Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и
кабинетов;
Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и
современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-педагогических
требований.
Социально-культурные
Расширение сотрудничества с социальными партнерами;
Формирование «открытого образовательного пространства МБДОУ
«Детский сад № 3 «Солнышко» – развитие социальных образовательных сетей
как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для
реализации образовательных проектов, реального влияния на процессы развития
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» в целом;
Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников.
Нормативно - правовые и финансовые
Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность
учреждения по выполнению Программы
Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на:
• расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических
материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов,
оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных
ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной
деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды,
приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных
материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение
комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение
деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования,
инвентаря;
• расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием
педагогических работников по профилю их деятельности;
• иные расходы, связанные с реализацией Программы.
•
•
•
Научно-методические
Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового
педагогического опыта ДОУ;
Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения
реализуемых программ;
Разработка мониторинга качества образовательного процесса.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА
КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
32
•
•
•
•
•
•
•
•
Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в
определенной последовательности с использованием следующего алгоритма
контроля:
Цель контроля - объект контроля-разработка плана контроля - сбор
информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций проверка исполнения рекомендаций.
Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя
несколько этапов:
Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде
анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники).
Изучение документации.
Обработка полученной информации.
Обсуждение на педагогическом совете, Совете родителей полученных данных, их
анализ и интеграция.
Утверждение на педагогическом совете
направлений корректировки
педагогического процесса;
Совете родителей - способов взаимодействия ДОУ и семьи.
Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта.
Разработка рекомендаций.
По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет
осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного
направления будет разработан в ходе реализации Программы.
33