Программа-курса-для-родителей-_законных-представителей_несовершеннолетних-детей-по-основам-дошкольно

Пояснительная записка
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен
Годом семьи, поэтому взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в
рамках дошкольного образовательного учреждения приобрело еще большую актуальность,
ведь на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и
образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. На современном этапе развития
общества существует явный дефицит психолого-педагогических , недостаточно развита
психологическая культура населения, предполагающая интерес к другому человеку,
уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных
отношениях, переживаниях, поступках, что особенно ярко проявляется в условиях
многоканальной социализации личности ребенка.
Формирование личности начинается в семье, первому опыту общения ребенок
учится у своих родителей, или у взрослых их замещающих. Этот опыт формирует
определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности
ребенка. Дети, из социально неблагополучных семей, растущие в эмоциональной
депривации, имеют большие трудности в формировании
системы отношений,
которая формируется в процессе индивидуального развития под воздействием различных
факторов, важнейшим из которых являются взаимоотношения в семье.
Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности
развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и ДОУ
можно рассчитывать на успех. Исследования показывают, что современные родители,
воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов.
Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и
благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети
эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией:
агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной
чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Работая с психологическими проблемами детей, мы пришли к выводу, что
основная задача - это психологическое просвещение родителей на самых первых этапах.
Опыт работы, полученный в ДОУ , с родителями детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья, показал, что эти родители часто имеют низкую
мотивацию, на тесный контакт с детским садом идут неохотно, они зачастую не в
состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали
бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению
разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто
становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности,
недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий.
В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями
выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой
понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая
позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и
развитии ребёнка.
Коррекция личности ребенка посредством активного привлечения его родителей
к процессу воспитания делает работу психолога значительно эффективнее.
Для повышения мотивации на первом этапе необходимо провести «агитацию» в хорошем
понимании этого слова.
Цель программы:

психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической
компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогики;
Задачи программы:
ознакомить родителей воспитанников с основными положениями, подходами, способами
поддержки ребёнка;
информировать о психологических особенностях детей раннего и дошкольного
возраста;
на
основе
понимания
закономерностей
процесса
формирования
и развития
личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских
поступков, понимания их мотивации;
содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития
личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого
развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье,
отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
предложить
практические
рекомендации
родителям
по вопросам
профилактики дошкольной дезадаптации, о том, как формировать адекватную
самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Условия эффективности программы:
Чтобы занятия курсов проходили эффективно, необходимо создавать и соблюдать
следующие организационно-содержательные условия:
включать в организацию работы
курсов
команду
специалистов,
состоящую
из
представителей администрации, педагога-психолога, учителя логопеда, музыкального
руководителя, инструктора по физкультуре членов родительского комитета;
выбирать для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания
детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей;
строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретические знания могли быть
апробированы родителями на практике;
использовать активные формы проведения занятий (практикумы, тренинги, дискуссии и
т.д.), обеспечивающие вовлечение родителей во взаимодействие;
приглашать для проведения теоретической части занятий ключевую фигуру (опытного
специалиста или авторитетную личность);
создавать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального
общения участников;
o проводить рефлексию по итогам занятий.
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения
знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского
университета, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
1 этап – подготовительный (диагностический) Срок январь-март.
На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление
особенностей семейного воспитания. Используются следующие диагностические
методики:
- Анкета для родителей;
- Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения»
А.Я.Варга, В.В.Столин).
Второй этап – Главной целью образования родителей воспитанников ДОУ будет
стремление педагогов сформировать у родителей представление о возрастных
особенностях личности дошкольника; дать представление об основных этапах
развития личности дошкольника, о месте семейного воспитания на данном
этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть

перед родителями основные законы развития личности ребенка как объекта и субъекта
воспитания в семье и ДОУ и отличия дошкольного возраста от младшего школьного;
познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в
глубину процесса воспитания ребенка, вооружить их элементарным
инструментарием для осуществления мудрого воспитания дошкольника. Заложить навыки
совместной деятельности родителей и детей, познакомить родителей с методами,
приёмами и формами адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
(срок этапа - до 3 месяцев (12 недель).
На этом этапе проводится практическая работа с родителями.
Формы и методы работы
1.Мини-лекция
2.Консультирование
3.Игра
4.Групповая дискуссия; анализ проблемных ситуаций
Взаимодействие
с
родителями
проходит
по
результатам
психологической
диагностики(групповые
и
индивидуальные
консультации).
Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение
детско-родительских
отношений
путём
оказания
родителям
помощи
в
определённой
стратегии
воспитания,
которая
должна
учитывать
индивидуально-психологические
особенности
ребёнка.
Групповое
консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для
членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психологопедагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений,
когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его
потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Третий этап. Заключительный этап.
Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании
чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах
деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они
сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психологопедагогических особенностей личности дошкольника, освоение методов и приемов
воспитания в семье и ДОУ.
Ожидаемые результаты
Мероприятия,
предлагаемые
программой, помогут решению ряда воспитательных
и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в
масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения
родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления
партнерскихотношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании
детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких
негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со
стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям,
безнравственные формы поведения.
Формы взаимодействия педагогов и родителей –
организации их совместной деятельности и общения.

это

многообразие

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем
обсуждаются проблемы группы и родительского коллективов. Педагог направляет

деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к
монологу воспитателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и
милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к
воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой
целью педагог
организует специальные встречи
с отцами
детей,
проводит
конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Родительские
собрания
могут
проходить
в
форме
«круглого
стола»,
тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых
заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский
лекторий –
способствуют
повышению
педагогической
культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании,
выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики
мероприятий участвуют родители. Тематические конференции по обмену опытом
воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес,
привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей
общественных организаций. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением
специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных
для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить
их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,
стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий
воспринимаются с большим доверием. Индивидуальная работа, групповые формы
взаимодействия педагогов и родителей.
Тематический план занятий по курсу «Родительский университет»
Тематика встречи
1. «Индивидуальные особенности психического развития детей дошкольного возраста»
«Секреты адаптации к детскому саду».
Поступление в детский сад - сложный и ответственный период. О том, как грамотно
организовать семейную поддержку детей в период их адаптации, пойдет разговор на
первой встрече.
Содержание работы:
Открытие
занятия,
презентация
проекта,
цели
и задач
мероприятия.
Ознакомление с регламентом работы.
Определение правил работы группы. Цель: оговорить необходимость выработки и
выполнения определенных правил, на которых будет базироваться деятельность и
комфортное пребывание людей в группе.
Активизирующее упражнение «Передай игрушку».
Цель: активизировать внимание участников, содействовать
настрою на
актуальность темы занятия.
Время 5 минут. Ход проведения: педагог предлагает участникам, передавая, по желанию,
игрушку один другому, сказать, что они знают о детях дошкольного возраста. Педагог
начинает с себя: « Это дети возрастом от 3-х до 7 лет» и т.д.
Информационное сообщение педагога об особенностях психо-физического развития
детей дошкольников.

Мини-лекция «Секреты адаптации в детском саду»
Упражнение «Наши первые дни в детском саду»
Цель: отработать объемный информационный материал о секретах адаптации в детском
саду». Ход проведения: участники занятия на листочках кратко записывают какие
методы можно использовать, что бы облегчить своему ребенку процесс адаптации к
детскому саду. Краткое обсуждение.
Домашнее задание: Проанализировать развитие своего ребенка.
2. «Организация развивающей среды для дошкольника»
«Роль сказки в жизни ребенка»
Цель: Обосновать
необходимость
создания
развивающей
среды
для
детей
дошкольного
возраста.
Определить
условия
полноценного
развития
дошкольника во всех сферах жизнедеятельности.
Ход проведения:
Приветствие. Ознакомление участников с темой и регламентом работы.
Информационное сообщение «Наше окружение» Цель: Проинформировать участников
об особенностях и значении человеческого окружения на разных его возрастных этапах.
Время 5 минут. Оборудование: ватман, маркеры.
Ход проведения: Педагог на ватмане рисует 3 круга. В центре первого круга пишет:
«человек 30 лет», в другом – 15-лет, в третем-3 лет. Потом спрашивает участников: «Какое
окружение характерно для каждого из этих возрастных этапов?
(Большое значение в формировании личности имеют люди, которые нас окружают,
наши близкие и родные. А для дошкольника самым близким человеком конечно
являются мама и папа.
Информационное сообщение «Роль сказки в развитии ребенка»
Итерактивное упражнение «Ребенок и телевизор»
Цель: выработка умения работать в группах, определение значения влияния телевизора
на формирование личности ребенка.
Участники читают статью «Ребенок и телевизор». Затем участникам
предлагается разделиться на 2 группы. 1 группа определяет все минусы влияния
телевизора на формирование личности ребенка, а 2 группа записывает положительные
стороны. Обсуждение. Время 15 минут.
Домашнее задание: Проанализировать
позитивное и негативное влияние
окружающей среды, в котором находится ваш ребенок.
3. «Здоровый ребёнок – счастливые родители».
«Здоровье физическое и духовное как приоритет жизни»
«Создание в семье условий для укрепления здоровья детей»
«Туризм и экскурсии с детьми»
«Психологическая безопасность детей в сети интернет»
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким.
Однако
не все
знают,
что
физическое
здоровье
тесно
связано
с
психологическим. Об этом пойдет речь на очередном заседании родительского всеобуча.
«Информационное сообщение «Здоровье физическое и духовное как приоритет жихни»
Игра-упражнение «Мой ребенок»
Цель: проанализировать увлечение своего ребенка.
Время 10 минт.
Ход игры: участники по очереди говорят: « моего ребенка зовут Саша. Он посещает
секцию каратэ, я думаю, что это очень хорошо, потому что он растет физически развитым,
сильным». и т. д.
4. «Феномен жестокого обращения с ребёнком»

«Профилактика жестокого обращения с ребёнком».
Если родители не слышат своего ребенка, его услышат другие. Если родители не
интересуются жизнью ребенка, интерес проявит кто-нибудь другой. Если родители
делают вид, что наркотиков не существует, ребенка может просветить кто-то другой,
имеющий свой личный интерес.
5.«Игрушка в жизни ребенка».
«Принципы выбора игрушки для ребенка»
Содействие формированию знаний и умений выбора игрушек для детей
дошкольного возраста. Раскрытие понятия и значения игрушки в жизни ребенка.
Информационное сообщение
Принципы выбора игрушки для ребенка».
Цель: дать информацию о значении игрушки в жизни ребенка и принципах её выбора.
Упражнение «Какими игрушками играют наши дети» Время 20 минут.
Цель: Проанализировать разные вариантов современных игрушек.
Оборудование: Игрушки разных видов, мешочек.
Ход проведения: педагог предлагает участникам достать по очереди игрушку и
проанализировать ее – отметить положительные и негативные стороны
(
экологически
чистый
материал,
природный
материал,
гармоничная
форма,
эстетичность игрушек, чему учит игрушка, какие черты характера формирует?)
Просмотр выставки рекомендованных игрушек.
Цель: познакомить участников с рекомендованными игрушками для детей
дошкольного возраста. Время 5 минут.
Мастер-класс изготовления игрушки своими руками
Цель: Содействовать развитию практических умений изготовления игрушек и желанию
делать их своими руками.
Время 15 минут.
Ход проведения: Педагог предлагает участникам сделать игрушку для своего ребенка. На
выбор предлагает куклу-мотанку, ветряную вертушку, бумажную птичку и т.д.
6.«Мир игры в жизни ребенка», «Разновидности игр и их значение»
Цель: Информирование родителей о значении игры в жизни дошкольников, содействие
получению практических навыков использования разнообразных игр с детьми.
Информационное сообщение «Разновидности игр. Игра в жизни ребенка»
Цель: Дать информацию участникам об игре и её значении в развитии ребенка.
Время 15 минут.
Упражнение «Универсальная игра»
Цель: создать или переделать игру для гармоничного развития ребенка
дошкольного возраста. Игра должна касаться всех сфер развития ребенка и отвечать
всем требованиям: наглядности, научности, основным принципам подбора игрушек.
Время 15 минут
Ход проведения:
Работа в малых группах.
Педагог
просит
участников
подумать, какую игру можно выбрать для дошкольника 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7лет. Если
необходимо, можно использовать ватман и маркеры.
Каждая
группа
представляет свою игру, цель. Педагог предлагает обсудить как меняются игры по мере
взросления детей.
Упражнение «Сундучок»
Цель: Наполнение «сундучка» конкретными идеями . Подача информации о
дидактических играх.
Время 20 минут.
Ход проведения: «Мозговой штурм - как можно с помощью игры развивать : зрение,
обоняние, слух, вкус, тактильные ощущения?»

Что можно положить в сундучок «зрение», «Слух» и т.д.? С целью обобщения, дополнения
и подведения итогов полученной информации педагог знакомит участников с
материалами «Развитие чувственной сферы ребенка в игре».
7. «Роль семьи в жизни человека»
«Психологический климат в родительском доме»
«Основы семейного права»
«Культура общения в семье»
Нужны ли авторитеты? Формы авторитета. Раздраженность, крик и угрозы — главнейшие
враги родительского искусства. Раздражённость — это наша злобность, наша
неустроенность и наша болезнь. Только тот, кто победит её, способен воспитать хорошего
человека и не потерять своего ребёнка.
Цель: Ознакомление участников с эффективными приемами, способами, моделями
общения с детьми. Содействовать осознанной необходимости развития навыков
общения (умения активно слушать, позитивно общаться) для гармоничного развития
ребенка. Осознать проблемные сферы взаимодействия и стимулировать установление
позитивного контакта.
Упражнение на активизацию «Ассоциации»
Цель: лаконично и информативно подать основные понятия данной темы.
Время: 10 минут.
Ход проведения: Участники называют свои ассоциации к слову «общение». « Для меня
общение – это…». Педагог записывает предложенные варианты ответов на ватман и
подводит на определение понятия «общение». Общение – это процесс обмена
информации с помощью вербальных и невербальных способов. Каждый человек, в
зависимости от национальной принадлежности, уровня культуры, привычек, и т. д.,
демонстрирует разное соотношение вербальных и невербальных способов. Такая модель
общения складывается в семье родителями.. Вырисовываются специфические черты своего
поведения в каждой семье. Можем ли мы быть примером нашим детям в общении?
Мини-лекция «Учимся слушать»
Цель: Дать информацию про активное и пассивное слушание.
Время 15 минут
Ход проведения:
а) «Учимся слушать»
б) меня слушают
в) проявление позитивного отношения к слушанию
г) проявление неуважительного отношения к слушанию
д) эмпатия в общении
е) Что чувствует собеседник после тог, как на него накричали?
Упражнение «Позитивное мышление»
Цель: учить контролировать эмоции, мысли во время выполнения упражнения,
отработать наыки позитивного мышления.
Время 10 минут.
Ход проведения:
8.«Традиции семейного воспитания».
«Семейный праздник»
«Традиции семьи как основа содержательного досуга»
Что могут сделать родители для счастливой судьбы своего ребёнка? Каковы должны
быть традиции семьи, чтобы в ней дети почитали родителей, тянулись к знаниям, были
самостоятельными, ответственными, честными, уверенными в себе, заботливыми и
благодарными?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как меня воспитывать. 27 наставлений родителям.
1. Не порть меня. Я прекрасно знаю, мне совсем не нужно все, о чём я прошу. Я просто
проверяю тебя.
2. Не бойся быть твёрдым со мной. Так лучше. Это придает мне уверенность.
3. Не применяй силу ко мне. Это учит меня тому, что сила это главное на свете. Лучше,
если ты меня просто переубедишь.
4. Не будь непоследовательным. Это беспокоит меня и заставляет стараться избегать делать
то, что мне под силу.
5. Не обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя.
6. Не реагируй на мои провокации, когда я что-нибудь говорю или делаю для того, чтобы
обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению всё новых и новых побед.
7. Не
очень
печалься,
если
я
скажу
тебе:
«Я
ненавижу
тебя».
В
действительности я не имею это в виду, а хочу, чтобы ты пожалел о том, что ты сделал.
8. Не заставляй меня чувствовать себя более взрослым, чем на самом деле, потому что я еще
надоем своим «взрослым» поведением.
9. Не делай за меня то, что я смогу сделать сам. Не заставляй меня чувствовать
себя «младенцем» я буду постоянно требовать твоей помощи.
10.Не обращай много внимания на мои «плохие привычки». Это только заставляет
придерживаться их.
11.Не исправляй меня перед людьми. Я спокойно выслушаю тебя, если ты поговоришь со
мной тихо, без свидетелей.
12.Не старайся обсуждать моё поведение во время конфликта. В это время я почему-то не
очень хорошо слышу, а слушаюсь ещё хуже. Я сделаю то, что ты требуешь, но давай
поговорим об этом позже.
13.Не пытайся читать мне проповеди. Ты бы удивился, если бы знал, как хорошо я
усваиваю, что хорошо, а что — плохо.
14.Не заставляй меня воспринимать мои ошибки как присущие мне качества. Я
должен учиться осознавать мои ошибки без ощущения, что я сам плохой.
15.Не цепляйся ко мне. Иначе я буду защищаться и оглохну.
16.Не требуй объяснений моего плохого поведения. Иногда я действительно не знаю, почему я
это сделал.
17.Не испытывай слишком мою честность. Меня легко запугать, чтобы я сказал неправду.
18.Не забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь, поэтому прошу тебя
смириться с этим.
19.Не защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться на собственном
опыте. 20. Не обращай внимание на все мои болячки. Я могу научиться наслаждаться своим
плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания.
20.Не отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе я перестану спрашивать и
начну искать интересную для меня информацию не известно где.
21.Не отвечай на «дурацкие» или «сумасшедшие» вопросы. Этому конца не будет, ведь я
просто хочу быть рядом с тобой.
22.Никогда не показывай какой ты идеальный и непогрешимый. Это потребует
слишком многого от меня.
23.Не жалей, что мы проводим вместе не так много времени. Главное в том, что мы его
проводим.

24.Не позволяй, чтобы мои страхи тревожили тебя. Тогда я ещё больше буду бояться. Будь
спокоен и смел.
25.Не забывай, что я не могу жить без доброго понимания и поощрения. Честно
заработанная похвала иногда забывается, а вот ругань — никогда.
26.Относись ко мне так, как ты относишься к своим друзьям, тогда я буду твоим другом.
Помни, большему я научусь на примере, а не на критике.

Используемая литература
1. Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. – М., 1999.
2. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. –СПб.: Наука и техника, 2007.
3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с
наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001.
4. М. Кравцова. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М., 2002.
5. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. – Н. Новгород, 1996.
6. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
7. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
8. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
9. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». Сборник рабочих
документов. – СПб., 2000.
10.Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения
родителей и будущих родителей основам медико-педагогических знаний. – СПб., 2000.
11.Родительские собрания./Авт. –сост. Л.А.Егорова. –М.: ВАКО, 2009.
12.Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалёва, А.С. Спиваковской,
Н.Л.Карповой, - М.: Флинта: МПСИ, 1998.
13.«Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие/ А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва;
2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».