МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО» П КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»)
ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 01.09. 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №3 «Солнышко»
___________________ О. В. Воробьева
ПОЛОЖЕНИЕ
«Об оказании логопедической помощи в
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» п Красногвардейское
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад №3
«Солнышко» п Красногвардейское (далее Положение) регламентирует деятельность
организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее МБДОУ), в части
оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее — воспитанники) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанниками, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с дошкольниками.
2. Порядок оказания логопедической помощи в
МБДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МБДОУ любого типа независимо от ее
организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ1
2.2. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно
приложению к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом
МБДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3.Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1
количества
воспитанников,
имеющих
заключение
психолого-медикопедагогической комиссии (далее — ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными
возможностями здоровья 2 (далее — ОВЗ) из рекомендуемого расчета штатная единица
учителя-логопеда на 6 -12 3 указанных воспитанников
1)
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее -ППК)и(или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии социальной адаптации,(проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета штатная единица учителя-логопеда
на 25 таких воспитанников;
2)
3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
МБДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних воспитанников (приложения № 2 и № З к Положению),
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое (с 1сентября по15сентября и с 15мая по30 мая).
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования дошкольников, обследование по запросу родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
воспитанников,
педагогических
работников,
углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы
учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи.
2 Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
З Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед
(учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения.
2
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППК.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи осуществляется на основании распорядительного акта руководителя
МБДОУ.
2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ТМПК, ППК.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
МБДОУ
2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППК и результатов
логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение № 5 к Положению).
2.11 Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на логопедическом
пункте составляет 20 часов, из которых 18 часов отводится на непосредственную
коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 часа – на организационно-методическую,
консультативную работу с родителями и педагогами МБДОУ.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1,3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПнН 2.4.2.2821-l0 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 160] «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
2.12 Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного
процесса (административных и педагогических работников МБДОУ, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно
действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового
3
консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих
работников МБДОУ; информационных стендов и сайта.
З.
Логопедическая
помощь при освоении
дошкольного образования
образовательных
программ
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов МБДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы,
разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать МБДОУ, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии
устной речи.
3.3 Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо предоставление медицинской
справки по форме 026/y-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов» 6.
6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от З июля 2000 г. № 24l «Об утверждении
«Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».
3.4 Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1. для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2. для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанниками, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий);
З. для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
4
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5 Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями7 и составляет:
для детей от 4-х до 5-ти лет не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования — не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППК и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанников,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), не более 12 человек;
6
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
7 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ.
5
Приложение №1
к Положению
об оказании логопедической помощи в
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Документация Организации при оказании логопедической помощи
1.Программы и/или планы логопедической работы.
2.Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
З. Расписание занятий учителей-логопедов.
4.Индивидуальные
карты
речевого
развития
воспитанников,
получающих
логопедическую помощь,
5.Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Журнал обследования устной и письменной речи
7.Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение №2
к Положению
об оказании логопедической помощи в
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Заведующему МБДОУ
«Детский сад №3 «Солнышко»
___________ О. В. Воробьевой
Согласие родителя (законного представителя)
воспитанника на проведение логопедической
диагностики воспитанника
Я,_________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем)______________________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, группа, в которой обучается воспитанник, Дата (ДД. мм. гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
20 ___г
__________ __________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
6
Приложение №3
к Положению
об оказании логопедической помощи в
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Заведующему МБДОУ
«Детский сад №3 «Солнышко»
____________О. В. Воробьевой
от ______________________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, группа, в которой обучается воспитанник, Дата (ДД, м.м. гг рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического
консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«_____»_______________20_____г.
____________ ________________________
7
Приложение №4
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Педагогическая характеристика на воспитанника
_____________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
— дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
— образовательная программа (полное наименование);
— особенности организации образования:
1.
в группе
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания,
лекотека и др.);
3.
на дому;
4.
в медицинской организации;
5.
в формесемейного образования;
6.
сетевая форма реализации образовательных программ;
7.
с применением дистанционных технологий.
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы,
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального
учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок);
— родственные отношения и количество детей/взрослых);
— трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность,
1.
Динамика освоения программного материала:
-учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
воспитанника по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения: фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2.
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в
отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
8
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует,
другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа,
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных (оплачиваемых родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
4.
Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
5.
Характеристики взросления
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для воспитанника,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний, например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т.п.);
-характер занятости вне занятий (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
-отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одногруппниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей воспитанника
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей воспитанника (сколько времени
по его собственному мнению проводит в интернете);
-способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
-самооценка;
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (материалы НОД и СОД и др.).
20
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, Должность в 00)
Результат обращения:
20
9
Приложение №5
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая
зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией,
офисной орггехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости
от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
1.
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать
рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
сенсомоторную зону,
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая
зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией,
офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью
для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
учебными
пособиями
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей воспитанников.
2.
10